Работаем с 10:00 до 20:00 без выходных.
Только по вопросам аренды 050-750-75-46
Этторе Соттсасс – гуру итальянского дизайна
25.09.201714 сентября 2017 года исполнилось бы 100 лет со дня рождения Этторе Соттсасса. Маэстро ушел десятилетием ранее в возрасте 90 лет. Родившись в 1917 году и будучи ровесником революции, он стал культовой фигурой, совершив настоящий переворот в сфере дизайна.
Этторе Соттсасса называют «патриархом итальянского дизайна» за его огромный вклад в развитие этой сферы. Будучи сыном итальянского архитектора-функционалиста, он получил блестящее классическое образование в области архитектуры, однако всю жизнь полемизировал с воззрениями отца. В противовес функционализму, Этторе Соттсасс-младший был убежден, что дизайн должен не только быть полезным, но и затрагивать эмоциональную сферу: радовать, быть чувственным, волновать. Поэтому в собственной работе он использовал яркие насыщенные цвета, простые геометрические формы и стилистику игры.
Знаковым для Этторе Соттсасса событием было путешествие в 1956 году в Нью-Йорк, где он познакомился с битниками. Благодаря переводчице Фернанде Пивано, первой жене, они были вхожи в литературные круги и провели неделю на Кубе вместе с Эрнесто Хемингуэем. Все это буквально перевернуло его мышление и повлияло на творческий процесс.
В 1962 году в статье под названием «Дизайн» для журнала «Домус» Этторе Соттсасс выразил кредо: воспринимать предмет не как функциональный, а как магический объект, находящийся в определенной культурной среде. Вот почему так называемый «медитативный дизайн» и спонтанность присущи его стилю.
В 1969 году для Olivetti дизайнер создал легендарную пишущую машинку Valentine. Ее появление стало революционным: повседневную вещь Соттсасс превратил в арт-объект ярко-красного цвета. Машинка мгновенно стала популярной. Сегодня она, как и многие работы этого дизайнера, представлена в нью-йоркском Музее современного искусства.
Фото_легендарная печатная машинка
В 70-х годах двадцатого века он был одним из разработчиков школы радикального дизайна Global Tools, созданной, чтобы генерировать новые идеи. Это подготовило почву дальнейшим новаторским находкам.
Этторе Соттсасс был создателем и идейным вдохновителем наиболее влиятельной в 80-х годах дизайнерской группы «Мемфис», которая получила название после совместного прослушивания ее участниками одной из песен Боба Дилана. Интерьер студии был подчеркнуто оригинален, а сама она стала местом общения прогрессивной творческой молодежи того времени, несмотря на то, что главному бунтарю уже было более 60 лет. В результате сочетания свободного самовыражения с проектным реализмом и новаторского обыгрывания форм, красок и текстур здесь родились идеи, которые привели к созданию постмодернизма в мировом дизайне.
Сам же Соттсасс, со свойственной ему иронией отмечал, что жить в обстановке, созданной исключительно дизайнерами группы «Мемфис», было бы подобно питанию одними пирожными. Этот тезис превосходно иллюстрирует знаменитая фотография, на которой он вместе с коллегами запечатлен на полосатой кровати в виде гигантского ринга.
Затем дизайнер сосредоточил свое внимание на собственных проектах и стал успешно проектировать как здания, так мебель и детали интерьеров: светильники, аксессуары, посуду для различных известных компаний. Визитной карточкой Соттсасса стали кажущаяся наивность и легкость форм, неожиданные цветовые решения и желание придать нотку юмора окружающей действительности.
90-е годы также принесли изменения в его творческий почерк. Все критики единодушно заявляют, что Соттсасс повзрослел как дизайнер, а его работы стали менее странными и более интеллектуальными и элегантными.
Для него характерен интригующий своей противоречивостью образ аристократа-хиппи с репутацией мудреца, который живет в столице Италии совершенно вне модных тенденций, но при этом, будучи поистине культовой личностью, создает нечто удивительное. В творчестве этого дизайнера феноменальным образом смешалась мировая культура разных стран и эпох: от Древнего Египта до поп-арта. Его друг, Ханс Холяйн, очень точно назвал своего соратника великим мастером, воплотившим в архитектуре неуловимую мечту о лучшем мире, и волшебником, который сумел раскрасить повседневную жизнь.